В течение дня я стараюсь просматривать десяток и больше очень хороших работ цифровых художников. И знаете, это действительно не приносит чистой радости *смеётся*
читать дальшеПри том количестве страниц общих сайтов с картинками я вижу и работы не слишком высокого качества, которые помогают мне понимать, чего добилась я сама. Но это тоже не радость — удовлетворение, если точнее.
Сравнение, считаю, является нормальным элементом соревновательности, присущей нам глубоко подсознательно — эта черта восходит к очень древней части нашего мозга. Если почитать работы Конрада Лоренца, начинаешь иначе оценивать эти черты — они естественны и силы на борьбу с ними лучше потратить более продуктивно. Однако сравнение само по себе, и в творчестве тоже, несёт очень важную нагрузку — мотив.
"У него лучше, чем у меня". —> "Меня это печалит". —> "Хочу, чтобы у меня было так". —> "Что я могу для этого сделать?"
Причём, я более чем уверена, что этот четвёртый шаг, конструктивный, возникает постоянно поскольку, опять же, это механизм подсознательный, он многие тысячелетия толкал эволюцию живых существ. Но мы умеем его тормозить и переводить в переживания типа "у меня ничего не получается и никогда не получится" в силу другого механизма, тоже естественного. Оный помогает сохранять неподвижность при относительном комфорте по принципу "лучшее — враг хорошего".
Я знаю свою лень в лицо. Знаю мою тревожность, склонность к прямо-таки мастерской фрустрации, знаю мои опасения и перфекционистские замашки. Но я сравниваю их — каждый день — с расстоянием, которое успела покрыть в творчестве и обучении. И начинаю использовать волю. В конце концов, механизмы-то выбираю я.
В серии шикарных книжек по техникам цифровой живописи я нашла пособие по детализации работы, написанное художником из Таджикистана. Надо сказать, книжки эти выходят на английском и представляют лучшие работы, художников, техники и стили. В конце своей статьи он пишет (на прекрасном английском, а я даю примерный перевод): "Поскольку я самоучка, для меня было настоящим вызовом решение стать художником. Я живу и тружусь в Таджикистане, стране, где нет школ цифровой живописи, нет крутых кинотеатров и других современных развлечений. Но я никогда не сдаюсь, потому что тяга к живописи — в моём уме и сердце. Я обожаю рисовать, всем сердцем. Остальное — дело ума, так что: смотрите фильмы, играйте, читайте книги, путешествуйте и наслаждайтесь жизнью. И всё что угодно может стать вдохновением для ваших рисунков". Круто, правда? Я бы хотела сравнивать себя с ним в его уверенности, трудолюбии и в его работах. Поглядите: